воскресенье, 14 августа 2011 г.




Крепостные сооружения Кенигсберга – мощь и суровая красота


Крепостными сооружениями издревле являлись укрепления, обороняющие города, населённые пункты или определенные территории. Первоначально они возводились в виде примитивных ограждений из земли, дерева или камня. С развитием города крепостные сооружения становились его составной частью в виде защитных стен (иногда в несколько рядов), рвов и т.п. В Древнем Риме сложились типы укрепленных военных поселений - лагерей. Разнообразные типы крепостных сооружений были созданы в средние века. Они служили целям обороны замка, города, монастыря (земляные валы, рвы, крепостные стены с укреплёнными воротами, дозорными и боевыми башнями, машикулями, подъёмными мостами, нередко с предвратными укреплениями – барбаканами), или обороняли от вражеских нашествий обширные территории страны (Великая китайская стена). Своеобразный тип крепостного сооружения - кремль - создан русским зодчеством в пограничной полосе Русского государства XV-XVII вв. 
Парадоксы фортификации
История фортификационных сооружений Кенигсберга парадоксальна. С момента основания и на протяжении последующих шести веков Кенигсберг постоянно занимался укреплением и перестройкой уже имевшихся укреплений и строительством новых. С завершением наполеоновских войн европейские города стали избавляться от оборонительных сооружений. Кенигсберг же вопреки европейскому тренду было решено снова превратить в мощную крепость. На месте старых валов по последнему слову фортификационной науки были возведены новые мощные укрепления.
Однако артиллерия и техника ведения наступления совершенствовались стремительнее, чем строилась оборонительная линия города. Когда достраивался тот или иной ее элемент, оказывалось, что он уже не в состоянии противостоять наступлению. Это стало понятно во время франко-прусской войны в 1870-1871 гг. В итоге и второе оборонительное кольцо, так и не послужив Кенигсбергу, было продано военным ведомством городу в начале ХХ в. Часть валов была срыта, и на их месте появились широкие проспекты. А вот здания по большей части сохранились.
Несмотря на то, что фортификационное кольцо поражало современников масштабами и мощью, инженеры и архитекторы явно не забывали и об эстетике. Ворота выглядят величественно и остаются украшением города. Они утратили примыкавшие к ним строения и теперь гордо возвышаются на перекрестках в потоке машин. В Королевских воротах сейчас располагается филиал Музея мирового океана. Башни и бастионы по-прежнему впечатляют. Некоторые из них «постарели» и обросли, но это только добавляет им живописности.
Сооружения используются по-разному. В башне «Дона» - Музей янтаря, в Россгартенских воротах - ресторан «Солнечный камень» (в свое время барон Мюнхгаузен задолжал хозяину одноименной таверны три талера), в казарме «Кронпринц» - ВУЗ. Осмотреть все фортификационные сооружения можно за полдня. 15-километровый кольцевой маршрут обозначен на картах города. Он пролегает по улицам, появившимся на месте валов, от бастиона к бастиону, от ворот к воротам. Вал и ров сохранились только на улице Литовский вал.
Власти Кенигсберга не оставили идеи превратить-таки город в неприступную цитадель. Поэтому сразу же по окончании франко-прусской войны принялись за сооружение кольцевой системы фортов и построили его за пять лет. Кольцо окружностью в 43 км проходило в пяти километрах от городских стен и состояло из 12 больших и пяти малых фортов. Все они были построены по «типовому» проекту и представляли собой мощные кирпичные сооружения со стенами трехметровой толщины, врытыми в пятиметровый оборонительный вал. Все форты были названы именами немецких полководцев и королей. Но и они не выдержали соперничества с прогрессом.

В 1842-1862гг. по проекту генерала фон Астера была модернизирована линия укреплений. Городские ворота перестроили в стиле «тюдор» - английской неоготики, с элементами неороманского стиля. Были возведены казармы Кронпринц, бастионы, башни Дона и Врангеля, названные в честь героев войны 1813г. Декоративные украшения на воротах в виде статуй и портретных медальонов выполнялись по проекту Л.Штюрмера. К концу XIX века эта оборонительная система превратилась во внутреннее кольцо, так как город расширялся за счет пригородов.





1. Крон-принц.
Вехи истории:
1843 год - начало строительства.
1849 год - завершение строительства.
1950 - 1960 годы - место дислокации 27-го отдельного танкоремонтного полка центрального подчинения и учебно-автомобильного батальона танковой дивизии.
В 1989 году в здании открылись первые аудитории Калининградской высшей школы управления.
Казарма "Кронпринц" была мощным военным (оборонительным) сооружением. По своей структуре она больше напоминала форт: пятиугольник с массивными башнями по углам, ориентированный в сторону города. Казарма соединялась подземным ходом с бастионом Грольман. Сейчас там обитает куча разных фирм, но часть казармы уже передана под музей, ведутся реставрационные работы.
«Дефензивная» (оборонительная) казарма на Херцогсакера была известна в народе как «казарма Кронпринц» до1919 года, после войны жители Калининграда снова стали называть ее этим устаревшим в период Веймарской демократии именем. Она является главным звеном укреплений XIX века. Именно с Кронпринца и бастиона Грольмана в 1843г. началось строительство фортификаций по проекту берлинского генерала-инженера Эрнста Людвига фон Астера (1778-1855). У него, бесспорно, был талант архитектора и художника. Стиль — английская тюдоровская готика XVI века, с характерными для нее пологими арками и прямоугольными башнями. Работами руководил инженер генерал фон Бреезе.
Комплекс поражает монументальностью. В углах здания есть интересные по пространственному решению лестницы со столбами из чугуна, украшенные коваными решетками. Красивые громадные угловые башни и плавные повороты стен. Территория бывшей здесь в XVI-XVII веках пашни, где находится казарма, была подарена курфюрстами в 1695г. герцогу Фридриху Людвигу фон Гольштейн-Беку. Он был командиром всех войск провинции во время Северной войны, сохранил нейтралитет и уберег город от бедствий войны. На месте будущих казарм герцог создал плац для военных упражнений. Казарма была построена для Первого гренадерского полка Кронпринц. Полк был создан при Великом курфюрсте в 1655г. и считался кенигсбергским «домашним» полком, т.е. королевским и главным в городе. В казарму он вошел в конце 1840-х годов, распущен в 1919 г. Позднее в казармах дислоцировались соединения полиции. Территория вокруг казармы очень интересна, по-своему живописна. Великолепны старые деревья, мостовая, следует пройти на валы, увидеть грандиозные рвы и укрепления за бастионом Грольман. Еще дальше лежит территория бывшего еврейского кладбища, где находится могила великого философа XVIII века Моисея Мондельсона.

Прообразами планировочного решения казармы были кронштадтские укрепления «Цитадель», форт «Император Петр 1»,форт «Александр 1». Возводились они по проектам российских фортификаторов: инженер-генерал-лейтенанта Л.Л Карбоньера и инженер-генерал-лейтенанта корпуса путей сообщения М.Г Дестрема.
Оборонительная казарма Кронпринц состоит из П-образного корпуса длиной 150м с двумя боковыми флигелями по 67 м каждый. Боковые флигели имеют на концах квадратные трехчетвертные башни. По центру главного корпуса располагается напольный капонир, выступающий за пределы корпуса на 15 м (в сторону предлагаемого противника). Казарма до Первой мировой войны была окружена рвом, питаемым от Верхнего пруда. Внутренний двор использовался как плац.
Оборонительная казарма является не только памятником истории и военно-инженерной мысли, но и памятником архитектуры. Из-за отсутствия надлежащей эксплуатации казарма потеряла свой первоначальный облик. Во время штурма Кенигсберга казарма служила частью командного пункта пехотной дивизии противника № 367 и полицейской казармой.





2. Бастион Грольман
 Строительство сооружения завершено в 1851 году. Крупнейший из сохранившихся, бастион назван в честь генерала Карла Вильгельма фон Грольмана, реформатора прусской армии, проявившего себя в сражениях с Наполеоном. Является центральной частью укрепления Грольманский верхний фронт, занимающий участок от ул. Александра Невского до ул. Фрунзе, и состоит из бастионов «Обертайх» и «Купфертайх», главного вала (Литовский вал) между бастионами и рва, заполненного водой. Внутри вала расположены казематы и капониры. Сильно пострадал во время войны, в настоящее время законсервирован, однако в некоторых частях свободен к осмотру. В бастионе Обертайх расположилось рок-кафе, остальные помещения снимаются различными фирмами под склады.

Является самым крупным их сохранившихся и имеет наибольшее количество вспомогательных элементов. В центре земляного вала находится капонир, предназначенный для ведения флангового огня при обороне куртин (прямых участков вала на флангах). Он же служил и укрытием для артиллеристов. Под бастионом находился еще один капонир для ведения фронтального и косоприцельного огня в пределах водного рва. Подковообразный редут был надстроен на один этаж в 1930гг. Перед бастионом Грольмана в середине 19 в. были построены противоминные камеры для предупреждения минной атаки противника
Грольманский верхний фронт 
Грольманский верхний фронт
3. Королевские ворота

   Королевские ворота (нем. Konigstor) — одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на пересечении улицы Фрунзе и Литовского вала. В 2005 году Королевские ворота были символом празднования 750-летия Калининграда. С того же года в воротах размещается Историко-культурный центр «Великое посольство», являющийся филиалом Музея Мирового океана. В воротах расположены экспозиции, посвящённые возникновению и развитию города-крепости Кёнигсберг, посещению Кёнигсберга выдающимися людьми и дипломатической истории Кёнигсберга-Калининграда. Нынешние Королевские ворота унаследовали своё название от более старых ворот, располагавшихся на том же месте. Первоначально на этом месте находились Кальтхофские ворота. В 1717 году они были снесены, а во время вхождения Кёнигсберга в состав России в период Семилетней войны ворота на этом месте были построены заново русскими инженерами. Эти ворота первоначально назывались Гумбинненскими, так как именно в Гумбиннен (ныне Гусев) вела шедшая через них дорога. В 1811 году ворота были переименованы в Королевские, по названию улицы, на которой они находились (нем. Konigstrasse). Название же улицы связано с тем, что по ней следовали прусские короли, направлявшиеся из кёнигсбергского замка на войсковые смотры в предместье Девау. В конце первой половины XIX века в Кёнигсберге началась модернизация городских укреплений. Тогда старые ворота были снесены, а на их месте были построены новые, сохранившиеся до сих пор. Торжественная закладка новых Королевских ворот состоялась 30 августа 1843 года в присутствии короля Фридриха-Вильгельма IV, а завершилось строительство в 1850 году. В конце XIX века оборонительные сооружения, в состав которых входили Королевские ворота, устарели с военной точки зрения и стали мешать развитию города. В 1910 году военное ведомство признало, что эти оборонительные сооружения окончательно утратили военное значение, и продало их городу. Позднее, в XX веке валы, примыкавшие к воротам по бокам, были срыты, поскольку они мешали возросшему автомобильному движению. Таким образом, ворота стали свободностоящим, островным строением. Теперь они выполняли функцию своеобразной триумфальной арки.

Архитектурными элементами Королевских ворот являются три портала стрельчатого очертания. Их угловые грани образуют трехчетвертные башни, завершающиеся стилизованными машикулями (варницами) — это цилиндрические завершения большого диаметра. Покрытия и перекрытия между ярусами ворот выполнены в виде системы крестовых сводов. Для восприятия бокового распора со стороны бывшего крепостного вала предусмотрены контрофосы.
В трех нишах на фасаде (со стороны центра города) размещены фигуры Оттокара ІІ Богемского, короля Фридриха І (в середине) и герцога Альберта Бранденбургского (справа). В верхней части между арками — гербы Земланда и Натанагена. Статуи, выполненые из желтого песчаника, почти без повреждений пережили войну, однако позднее у них были отбиты головы. И всё же королевские ворота были отреставрированы с исторической точностью, а объём и качество работ аналогов в мире не имеет. Такое заключение дали сотрудники Московского института реставрации.



4. Закхаймские ворота

      Нынешнее здание Закхаймских ворот было построено в середине XIX века. Однако первые ворота на этом месте были построены ещё в ходе сооружения первого вального укрепления Кёнигсберга в начале XVII века. До конца XIX века, пока существовали валовые укрепления, ворота выполняли функцию контрольно-пропускного пункта при въезде в город. После того, как валы были срыты, они утратили оборонную функцию и стали своего рода аналогом триумфальной арки. В начале XX века ворота были проданы военным ведомством городу. После этого часть казематов была снесена и к воротам были пристроены жилые дома. После второй мировой войны ворота стали использоваться под склад, каковую функцию они и выполняли до 2006 года. При этом ворота имеют статус памятника истории федерального значения. В 2006 году началась реставрация ворот. После реставрации ворота будут переданы федеральному государственному учреждению «Центр стандартизации и метрологии». Здесь будут размещены лаборатории и небольшой музей, где можно будет увидеть весы и другие старинные измерительные приборы. Закхаймские ворота имеют один проезд в виде арки. В прошлом по бокам имелись также меньшие арки, которые, возможно, были пешеходными проходами, однако до наших дней они не сохранились. На углах ворот расположены четыре башни: две круглые со стороны города и восьмигранные с внешней стороны. Со стороны города ворота были украшены горельефами Иоганна Давида Людвига Йорка и Фридриха Вильгельма Бюлова, с внешней стороны — изображением чёрного орла (Орден Чёрного орла был высшей наградой Пруссии).

Закхаймские ворота находятся на пересечении Московского проспекта с Литовским валом. Въездной портал богато орнаментирован, украшен крабами и крестоцветом, ограничен по кроям двумя мощными полубашнями, переходящими на уровне зубчатого парапета с башнями. Покрытия башен выполнены в форме сферического купола. С внешней стороны ворота имеют более бедный архитектурный облик. Весьма выразительны восьмигранные башни, завершающиеся на уровне зубчатого парапета, стилизованные машикулями с декоративными зубчиками на ребрах.  
Над порталом ворот было размещено изображение  Черного орла (орден Черного орла считался высшей наградой Пруссии). С внутренней стороны (со стороны Литовского вала) ворота украшали и придавали им особую значимость горельефы в медальонах. На сегодняшний день портреты отсутствуют, видны только медальоны. Ворота имели только одну проезжую часть в виде двухцентровой арки.


5. Росгартенские ворота

   Нынешнее здание ворот расположено на том месте, где располагались одноимённые ворота, относившиеся к первому вальному укреплению города (начало XVII века). Сохранившееся до наших дней здание ворот было построено в 1852—1855 годах по проекту инженер-гауптманна и директора крепостного строительства Ирфюгельбрехта и инженер-лейтенанта фон Хайля в Кёнигсберге. Проект фасада ворот был разработан тайным верховным строительным советником Августом Штюлером, руководителем Технической строительной депутации в Берлине. Автор скульптурных украшений — Вильгельм Людвиг Штюрмер. Первый проект ворот был разработан в 1852 году ведомством крепостей в Кёнигсберге. Этот проект был значительно переработан тайным советником Штюлером. Штюлер сам проработал проект фасада, придав ему ярковыраженные готические формы. После войны ворота были восстановлены и стали использоваться как кафе-ресторан «Солнечный камень». Сейчас в воротах находится Музей янтаря.

Над проезжей частью ворот возвышаются смотровая площадка, огражденная зубчатым декоративным парапетом. Бывшая проезжая часть представляет собой перспективную двухцентровую арку (ныне застеклена), ограниченную по бокам восьмигранными полубашнями, которые завершаются над смотровой площадкой стилизованными машикулями. Справа и слева от центральной арки проходят аркады, опирающиеся на шестигранные колонны. Аркады завершаются подпорными стенками, на углах которых на уровне зубчатого парапета расположены стилизованные турели — квадратные в плане башенки. Главный фасад ворот (со стороны центра города) украшен стилизованными листами аканта (аканфа), крабами (каменными цветами), граненой башенкой и крестоцветом. Чуть ниже зубчатого переплета смотровой площадки ворота размещены медальоны с горельефами портретов генералов Шарнхорста и Гнайзенау.
По сбалансированности оформления Росгартенских ворота — самые красивые из всех сохранившихся до наших дней ворот.


 (700x525, 146Kb)  (450x338, 113Kb)  (699x466, 108Kb)  (700x469, 87Kb)
 (450x600, 85Kb)  (285x215, 83Kb)  (283x214, 75Kb)



6. башня Врангеля.

   Архитекторы: инженер-капитан и директор фортификационного строительства Ирфюгельбрехт (подпись с трудом читаема) и инженер-лейтенант фон Хайль. Слабое место, образовавшееся в системе вального кольца Кенигсберга из-за открытости водной поверхности Верхнего пруда, было впечатляющим образом — в том числе и внешне — прикрыто двумя круглыми башнями большого размера. На западе башней Врангеля, на востоке башней Дона.

Широкая круглая башня имеет три этажа и в плане образует кольцо в виде окружности, которые образует изнутри круглый двор. Это круглое кольцо усилено 16 концентрическими стенами с большими арочными проёмами. Таким образом, внутри возникает сквозной проход с нишами, в которых были поставлены орудия. Две лестничные башни соединяют три этажа и ведут на крышу, на которой как на всех фортификационных сооружениях имеется земляная насыпь, и на которой также могли стоять орудия. Надстройка, выдающаяся над зубцами на стороне, направленной к городу, служила для подъёма орудий с помощью лебёдки. Кирпичные стены имеют снаружи толщину в 1, 35 м (на самом верхнем этаже более 1, 65 м). Толщина кирпичного свода составляет в замке около 65 см. Тот факт, что эта конструкция (которая свойственна бастионам и воротам) была рассчитана в достаточной степени, показывают дырки от прямых попаданий в апреле 1945 года. Стены и своды хотя и получили повреждения, но ни разу не были пробиты. Башни Врангеля и Дона устроены одинаково, они являются зеркальным отражением друг друга. Диаметр башен 34 метра при высоте в 12 метров. Артиллерийские орудия размещались в 42 казематах, расположенных в два кольцевых яруса. Башни были способны вести успешную автономную круговую оборону, что и доказали бои 1945 года. Гарнизоны башен сдались уже после того, как генерал Отто Ляш подписал акт о капитуляции Кёнигберга. Сейчас внутри кафе и антикварный магазин. Башня стоит на берегу Верхнего пруда. Устройство и размеры ее аналогичны башне Дона. До 1945 г. в башне находились туристическая база кенигсбергской молодежи. На кирпичной стене ее гидротехнического сооружения располагалась скульптура немецкого крестьянина "Михель". Автор памятника - скульптор Ройш. С началом Второй Мировой войны башня Врангеля снова стала военным объектом, а во время штурма Кенигсберга здесь находился крупный опорный пункт и полевой госпиталь.

   
   
7. Бранденбурские ворота

Расположены у окончания улицы Багратиона, переходящей далее в улицу Суворова (бывшая Берлинская), на границе исторического городского района Хаберберг. Бранденбургские ворота были выстроены в Кёнигсберге в 1657 году на юго-западном участке Первого вального укрепления при пересечении его с дорогой, ведущей к замку Бранденбург (ныне пос. Ушаково). Из-за отсутствия денежных средств и соответствующего проекта устроители ограничились возведением деревянных ворот, поставленных под крышу и упирающихся в земляной вал. Для надёжного прикрытия впереди вырыли ров и заполнили водой. Через сто лет по распоряжению прусского короля Фридриха II обветшалое строение было сломано, и на его месте сооружена массивная кирпичная постройка с двумя просторными проездами, имеющими стрельчатое завершение. Новые прочные ворота полностью перекрыли дорогу на юг (ныне улица Суворова) и служили надежной защитой города. Толстые стены хорошо укрывали небольшой гарнизон караульных, которые размещались во внутренних казематах. Здесь также имелись служебные, подсобные, складские помещения и подъемники. Во время реставрационных работ 1843 года ворота были значительно перестроены (почти что построены заново на том же месте) и украшены остроконечными декоративными фронтонами, крестообразными цветами из песчаника, стилизованными листьями на навершиях, гербами и медальонами. На воротах установлены скульптурные портреты фельдмаршала Бойена (1771—1848), военного министра, участника проведения реформ в прусской армии; справа — генерал-лейтенанта Эрнста фон Астера (1778—1855), шефа инженерного корпуса, одного из авторов Второго вального укрепления. Бранденбургские ворота — единственные из всех сохранившихся до наших дней кёнигсбергских ворот, выполняющие свою прежнюю транспортную функцию. Строение отреставрировано и охраняется государством как архитектурный памятник, украшающий улицу Багратиона в Калининграде.
Ворота симметричны в продольном и поперечном направлениях и в большей степени, нежели другие, подражают образцам неоготики. Перспективные порталы двухцентрового очертания обрамляются арками, создавая своеобразные ниши с «игрой» светотени. Над порталами размещены вимперги - римские фронты. Поля фронтов (тимпаны) декорированы со стороны центра города горельефом военного инженера Германа фон Бойена и архитектора Эрнста Людвига фон Астера. Грани вимпергов украшены крабами. А завершаются вимперги скульптурно-декоративными стилизованными цветами из песчаника - крестоцветами.
 (415x290, 16Kb)  (415x271, 13Kb)  (415x273, 18Kb) (415x240, 17Kb)


8. Железнодорожные ворота

орота расположены под проезжей частью Гвардейского проспекта, рядом с памятником 1200 гвардейцам. Через ворота проходит пешеходная дорожка, ведущая в расположенный за памятником парк. Построены они были в 1866 - 1869 годах. В замке свода на вертикальном клинчатом блоке высечены эти даты. Ворота мало кому известны, но имеют не менее важное архитектурное значение, как и остальные ворота города. Через эти ворота проходила железная дорога, ведущая в Пиллау (ныне — Балтийск). После того, как оборонительные сооружения центра города были убраны, по бывшему валу была проложена улица Дойчорденринг (ныне — Гвардейский проспект). Таким образом, с тех пор ворота малозаметны, и скорее напоминают тоннель через дорожную насыпь. Ворота имеют два пролёта и составлены из арок стрельчатого очертания, по сторонам которых размещены казематы с амбразурами. Снаружи ворот устроена традиционная кордегардия с амбразурами и двумя мощными столбами. В стенах арок на всю их высоту были оставлены при строительстве двойные, вертикальные, квадратные в сечении выемки - штрабы - с изгибом в верхней части в сторону обороняющихся. В эти выемки можно было укладывать горизонтально брёвна или брусья (по типу жалюзи), тем самым полностью закрывая арочный проём. Особенностью этого фортификационного заграждения являлось то, что его не возможно было разобрать со стороны противника. Подобный фортификационный элемент пришёл в ворота из полевых укреплений редутов, где он назывался барьерными воротами или штурмфолом. Со стороны города ворота оформлены стрельчатыми порталами, выполненными из фасонного керамического кирпича нескольких модификаций. В Кёнигсберге существовали и другие железнодорожные ворота. Первые были построены после 1853 года, находились они рядом с Бранденбургскими воротами. Через эти ворота проходила железная дорога, ведущая в Берлин. Существовало и ещё несколько железнодорожных ворот. Все они были снесены к двадцатым годам.
 (699x332, 79Kb) 
Ворота имеют два пролёта и составлены из арок стрельчатого очертания, по сторонам которых размещены казематы с амбразурами. Снаружи ворот имеет место традиционная кардигардия с амбразурами и двумя мощными столбами, на которых когда-то были навешаны распашные створки ворот. Это был новый по тем временам фортификационный элемент, следи которого сохранились до наших дней.  В стенах арок на всю их высоту были оставлены при строительстве двойные, вертикальные, квадратные в сечении выемки - штрабы - с изгибом в верхней части в сторону обороняющихся. В эти выемки можно было укладывать горизонтально брёвна или брусья ( по типу жалюзи), тем самым полностью закрывая арочный 
проём.
 (415x311, 25Kb)

9. Фридрихсбургские ворота.
Фридрихсбург — крепость, существовавшая в Кёнигсберге. Единственный сохранившийся до наших дней элемент крепости — её ворота, которые теперь являются одной из городских достопримечательностей.
Крепость Фридрихсбург была основана в 1657 году по приказу великого курфюрста Фридриха Вильгельма для охраны Прегеля. Фридрихсбург был крепостью бастионного типа. В плане крепость имела форму квадрата с четырьмя земляно-каменными бастионами по углам. Крепость строилась по проекту придворного математика П. Х. Оттера. В 1697 году крепость посетил и изучал здесь бомбардирское дело Пётр I. После возвращения в Россию по приказу Петра на острове Котлин было построено несколько фортов (Кроншлот, Цитадель и Александр-шанец), образцом для которых служила крепость Фридрихсбург. В середине XIX века крепость была модернизирована и включена в состав второго вального обвода Кёнигсберга. С этого времени крепость стала считаться фортом. За всю свою историю крепость ни разу не принимала участия в боевых действиях. В начале XX века оборонительные сооружения второго вального обвода были признаны устаревшими. Они были выкуплены городскими властями, которые снесли большую часть этих оборонительных сооружений. В 1910 году крепость Фридрихсбург перестала быть военным объектом и вскоре была полностью снесена. Её рвы были засыпаны, а бастионы и валы — срыты. Сохранились только ворота.
В верхней части ворот просматривается зубчатый парапет. Нижний
ярус представляет собой мощные стены из керамического кирпича с многочисленными амбразурами, казематами, капонирами, "огневыми мешками". В составе
ворот насчитывалось семь казематов, что позволяло небольшому гарнизону вести самостоятельные боевые действия и прикрывать от противника вход в фронт. Важными архитектурными и функциональными элементами ворот являлись четыре ажурные башенки, верхние  части которых завершались декоративными зубчатыми парапетами. С 1657 по 1910 за воротами  располагалась цитадель, бастионы которой назывались - Изумруд, Рубин, Алмаз и Жемчуг. Цитадель была спроектирована кенигсбергским придворным математиком Христианом Оттером. Во внутреннем дворе ее были построены казармы, склады, арсеналы, мастерские, комендатура, караульные помещения, две тюрьмы и часовня.
После Первой мировой войны цитадель вместе со своими валами была снесена, чтобы дать место для прокладки железнодорожных путей нового грузового вокзала. Во время Второй мировой войны ворота пострадали незначительно. Их разрушение проходило по вене нерадивых владельцев. Фридрихсбургские ворота строили по проекту Августа Штюлера. Это сооружение отличалось огромным мастерством по качеству выкладки кирпича различного цвета в стиле сложной формы готики. Сами ворота были украшены четырьмя круглыми башнями, которые завершают зубцы в виде короны. Такие же зубцы идут по всему периметру карниза прямоугольных ворот с готическими окнами по бокам и с таким же готическим завершением проезда по середине.  езда по середине.
 (416x369, 29Kb)  (415x311, 18Kb)  (194x259, 10Kb)  (415x311, 18Kb)
10. Фридланские ворота.

  Расположены на перекрёстке проспекта Калинина и улицы Дзержинского, примыкают к парку Южный (бывший парк имени 40-летия ВЛКСМ). Название ворот связано с городом Фридландом, нынешним Правдинском. Первые Фридландские ворота были построены в XVII веке, однако они располагались не на месте нынешних. Ныне сохранившиеся Фридландские ворота стали последними воротами Кёнигсберга (то есть были построены последними). Точная дата их строительства неизвестна, приблизительные даты: 1857—1862 годы. Также неизвестно, кто был их архитектором. В начале XX века устаревшие и утратившие военное значение ворота вместе со всем вторым вальным обводом были проданы военным министерством городу. Тогда движение транспорта через них было прекращено, так как часть ставшего ненужным оборонительного вала была срыта, и дорога на Фридланд (нынешняя улица Дзержинского) стала проходить сбоку от ворот. После войны ворота пустовали в течение долгого времени, потом в них располагался склад. В конце 1980-х годов в Южном парке проводились работы по расчистке территории и очистке дна многочисленных прудов парка. В ходе этих работ было найдено много старых предметов. Вскоре в воротах был организован музей, основой коллекции которого и стали найденные в парке предметы.

По сравнению с другими воротами, Фридланские имели большое количество казематов с окнами и амбразурами. Они были самими укрепленными в системе Второго вального обвода. Два бывших проезда начинались с перспективных сложнопрофилированных порталов стрельчатого очертания с наличниками, повторяющими их формы. Наличники декорированы крабами и имеют в верхней точке пирамидки с трехъярусными крестоцветами.
Фасадная часть ворот (со стороны центра города) расчленена по вертикали пятью контрфорсами, завершающимися на уровне декоративного зубчатого парапета остроконечными двускатными башенками - пинаклями - с фиалами. Под зубчатым парапетом эффектно выделяется лента элемента украшения - орнамент их повторяющихся крестов, носящих в старинной архитектуре название базант. Всё поле фасадных стен ворот покрыто ромбической сеткой. Со стороны центра города ворота украшала фигура Фридриха фон Цоллерна, который в начале XV века был комтуром Бальги. Скульптурное изображение было уничтожено после штурма Кенигсберга в 1945г.
С внешней стороны ворот, над их центральной частью, находится изображение Великого магистра Зигфрида фон Фойхтвангена. В руках он держит модель Среднего замка Мариенбурга (Мальборка, Польша). Скульптурное изображение пережило последнюю войну, но после 1945г. у него была отбита голова.
 (694x555, 128Kb)  (700x525, 92Kb)
 (500x340, 116Kb)  (360x480, 51Kb)  (525x700, 335Kb)
11. АУСФАЛЬСКИЕ ВОРОТА
  Аусфальские ворота расположены на пересечении Гвардейского проспекта и улицы Горной. Если это название перевести дословно, то перевод означает - «ворота для вылазок». Эти ворота не видны, так как они расположены ниже уровня земли. Построены ворота были в 1626 году и входили в Первое вальное кольцо вокруг города. При строительстве второго вального оборонительного обвода Аусфальские ворота были выстроены заново, северо-западнее и на некотором расстоянии от Первого вального оборонительного кольца. Пропускали они только пешеходов, о чём свидетельствует широкая одномаршевая цельнофонитная лестница и узкий мост через крепостной ров.
Его быки и устои из керамического кирпича, облицованного гранитными плитами, сохранились до наших дней. Ворота имели казематы с амбразурами фронтального и флангового огня. В архитектурном отношении ворота «бедноваты», если смотреть с внешней стороны, а изображение ворот с городской стороны не сохранилось, а ведь именно там всегда звучала «музыка, застывшая в камне». Внешняя сторона ворот представлена лучковой аркой, перекрывающей пролёт по дуге, меньшей, чем полуокружность, с наличником, выполненным в виде зубчиков. Боковые наружные стены ворот, выходящие в ров, облицованы гранитными плитами в рустике, типа квадр. Во время модернизации Второго оборонительного обвода Аусфальские ворота оказались ниже уровня возводимых укреплений и поэтому были превращены в туннель под валом.
После войны ворота сохранились, в них находились сначала склады, затем бомбоубежище для Калининградской школы милиции. В 1993 году была построена православная часовня, фундаментом которой послужили Аусфальские ворота. Так что главный ориентир этих ворот - часовня на Гвардейском проспекте.

 (415x273, 26Kb)  (332x526, 41Kb) 
Его быки и устои из керамического кирпича облицованного гранитными плитами, сохранились до наших дней. Ворота имели казематы с амбразурами фронтального и флангового огня. В архитектурном отношении ворота «бедноваты», если смотреть с внешней стороны, а изображение ворот с городской стороны не сохранилось, а ведь именно там всегда «звучала музыка застывшая в камне». 
 (700x440, 353Kb) (700x525, 379Kb)=

Комментариев нет:

Отправить комментарий